Вышивка крестом персонажи

Вышивка крестом персонажи
Вышивка крестом персонажи
Вышивка крестом персонажи
Вышивка крестом персонажи

Открытый урок. Физика

Учитель: Лакизо И.А.

Тема урока: Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале

Цель урока: познакомиться с понятием «плоское зеркало»; с алгоритмом построения изображения в плоском зеркале; со свойствами изображения предмета в плоском зеркале; с применением плоских зеркал в быту, технике.

Задачи:
-  обучающие:

сформировать понятия плоского зеркала и изображения в плоском зеркале, понятие мнимого изображения; изучить способы построения изображений в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта  и зеркала; научить устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; сформировать практические навыки по построению

- развивающие:

развивать умения делать выводы и обобщения, развивать глазомер, умение ориентировки в пространстве и во времени, развивать умение применять знания в конкретных ситуациях, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление; развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

- воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, аккуратность при выполнении заданий.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: устное решение  практических задач, практическая работа с зеркалом, конспект, творческая работа учащихся (сообщения учащихся «Из истории зеркал» и «История калейдоскопа»)


Средства обучения: Зеркало, линейка, ластик, мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Ход  урока:

1. Актуализация опорных знаний.

Организационный момент

Виды опроса:

1.  Компьютерный тест (4 чел.)

2.  Фронтальный опрос

3.  Обобщающий опрос ( 1 чел)

4.  Работа у доски:  построение( 1 чел у доски)

Фронтальный опрос:

1. Оптика- это…

2. Источники света-…..

3. Источники света бывают- ….

4. Световой луч- …

5. Точечный источник- …

6. Отражение света – это..

7. Практически все поверхности отражают свет. Какие бывают отражения? Что же общее в этих двух видах отражения?

8. Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела?

9. Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света.

10. Сформулируйте законы отражения света.

11. В ясный солнечный зимний день деревья дают на снегу чёткие тени, а в пасмурный  день теней нет. Почему?

7. Задачи. (Решаем устно)

а) Угол падения равен 30 градусов. Чему равен угол отражения?

б) Угол падения луча равен 15градусов. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

в)  Угол падения увеличили на 10градусов. Как изменился угол между падающим и  отраженным  лучами?

г)  Угол между падающим и отраженным лучами составляет 90градусов.

Под каким углом к зеркалу падает свет?

Д) Свет падает на поверхность раздела двух сред перпендикулярно. Чему равен угол падения и угол отражения света?

9. Определите, на каком рисунке (1 или 2) изображено диффузное отражение, а на  каком – зеркальное отражение.

Обобщающий опрос: один учащийся у доски отвечает на вопросы одноклассников. Выставляется отметка.

Работа у доски:

  • проверяется правильность построения тени и полутени.
  • Проверяется правильность разгадывания кроссворда

Вопросы к кроссворду:

1) попадание небесного объекта в тень другого объекта

2) область пространства, куда свет не попадает от светового источника

3) явления, с помощью которого мы можем видеть предметы, которые сами не светятся

4) ученый, основатель геометрии, писавший о прямолинейном распространении света

5) наука (раздел физики) о природе и свойствах света

6) линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света

7) свойство лучей, при котором падающий и отраженный луч могут меняться местами

2. Изучение нового материала

Какое ключевое слово мы получили? Зеркало.

Да, тема урока: Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Записывается  число и тема урока в тетрадь.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с:

1.   понятием «плоское зеркало»;

2.  с алгоритмом построения изображения в плоском зеркале;

3.   со свойствами изображения предмета в плоском зеркале;

4.  с применением плоских зеркал в быту, технике

Вниманию учащихся предлагается  три зеркала: с плоской поверхностью, с выпуклой поверхностью и вогнутой поверхностью. Вопрос: чем отличаются  данные зеркала? Формируем понятие какие бывают зеркала

ЗЕРКАЛА

плоское

вогнутое

выпуклое

Плоская поверхность зеркально отражающая свет

Сегодня более подробно будем говорить о плоских зеркалах.

Поговорим об истории создания зеркала.  Заслушаем сообщение.

История создания зеркал.

Первые упоминания о зеркалах относятся к 1200 г. до н. э. 150 лет назад археологи обнаружили в одной из египетских гробниц небольшой металлический диск, покрытый толстым слоем ржавчины. Диск был укреплён на голове статуэтки молодой женщины. О его назначении терялись в догадках. Когда в лаборатории наждаком сняли толстый слой чёрного налёта, то на свет выглянула гладкая отполированная поверхность, в которой химик увидел своё отражение. Загадочный предмет оказался зеркалом. После исследования оказалось, что диск сделан из бронзы.

Бронзовое зеркало от сырости быстро темнеет, поэтому в древности пробовали делать серебряные зеркала. Но серебро от времени тоже темнеет. На Руси делали стальные зеркала и называли их «булатными». Но они быстро темнели и покрывались слоем ржавчины.

Поэтому встал вопрос о том, как предохранить металл от воздействия внешней среды: чем-нибудь прикрыть чем-то прозрачным.

Впервые стёкла начали изготовлять в 15 веке на итальянском острове Мурано, что недалеко от Венеции. Муранские мастера первыми научились варить прозрачное стекло. Они нашли способ, как из стеклянного пузыря сделать плоский лист. Теперь встал вопрос, как соединить металл и стекло: ведь стекло очень хрупкое. Для того, чтобы стекло не треснуло, надо нанести на него очень тонкую плёнку жидкого металла. Эту трудную задачу разрешили. На гладком листе мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось во ртути. Этот раствор назвали амальгамой. На неё положили лист стекла, и серебристая блестящая плёнка амальгамы толщиной с папиросную бумагу плотно пристала к стеклу. Так было сделано первое настоящее зеркало.

Стёкла в то время стоили очень дорого. Чтобы купить зеркало небольшого размера, например, во Франции графиня дё Фиеск продала имение. Поэтому венецианцы очень строго охраняли секрет изготовления зеркала. Но в 17 веке французский министр Кольбер при Людовике ХIV смог подкупить трёх мастеров с Мурано и тайно переправить их во Францию. Французы оказались способными учениками и вскоре превзошли своих учителей. В Версале даже построили галерею длиной 73 метра из зеркал больших размеров, что производило ошеломляющее впечатление на гостей французского короля.

Теперь рассмотрим зеркало с точки зрения физики.

Плоское зеркало – зеркально отражающая поверхность, если падающий на неё пучок параллельных лучей остаётся параллельным.

Какое же изображение получается в плоском зеркале? Это мы выясним опытным путём.

Заполним таблицу( распечатана для каждого учащегося  синий цве – это пропуски – заполняют учащиеся ):

Свойства изображения в плоском зеркале

Расстояние от зеркала до предмета равно расстоянию от зеркала до изображения

Размеры предмета и изображения равны

Изображение является мнимым

Изображение  прямое, симметричное, а не тождественное, т. е. меняет правое на левое

Из сказки А. С. Пушкина

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее…»

А всегда ли плоское зеркало говорит правду?

Проведем эксперимент:

Проведём опыт со свечой и стеклом. Поставим зажжённую свечу перед стеклом. Отражение свечи мы наблюдаем. Теперь давайте возьмём незажжённую свечу и будем передвигать с другой стороны до тех пор, пока свеча «не загорится».

Теперь измерим:

  • расстояние до данной свечи (расстояние до отражения) и сравним с расстоянием до зажжённой свечи (расстояние до предмета).  Какой можно сделать вывод? Расстояние от предмета до зеркала равно расстоянию от зеркала до отражения.
  • Измерим свечу и отражение. Размеры предмета и отражения равны.
  • Есть такая японская поговорка: «Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь». Верна ли она с точки зрения физики?

У нас есть лист бумаги. Как можно доказать, что отражение – мнимое? (Поднесём к отображению – не горит).

Вывод:  плоское зеркало – дает изображение равное по величине, на таком же расстоянии, но симметричное.

Внимание на экран.(фрагмент из м/ф «НУ, погоди!»/2 серия, Время:6-00—7-00/

Почему заяц и волк видели в зеркалах искаженные изображения?
Ответ: в комнате смеха используются вогнутые и выпуклые зеркала.

Проведем физический эксперимент (приглашаем двух учащихся). 
Изучение свойств вогнутого и выпуклого зеркала.
Приборы и материалы: вогнутое и выпуклое зеркала (начищенные до блеска металлические ложки). 
Ход работы 
1. Ложка имеет две стороны – выпуклую и вогнутую. Держите ложку (зеркало) вертикально перед собой и посмотрись в выпуклую часть ложки. Как выглядит ваше изображение? Видите ли вы себя прямо или перевернутым вверх ногами? Отражение растянуто или нет? 
2. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение? 
3. Опять возьмите ложку (зеркало) вертикально, переверните так, чтобы смотреть в вогнутую сторону ложки. Как теперь выглядит ваше изображение? Оно перевернуто? Изменились ли ваши черты? 
4. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение? 
5. Медленно поднесите ложку (зеркало) к глазам. Повернулось ли изображение вверх ногами, или все осталось по-прежнему?

Сделайте вывод.

Практические задания

  1. 1. Построить изображение в плоском зеркале.

Способ 1

1)    Проведём перпендикуляр из точки А к поверхности зеркала и продолжим его. О – точка пересечения перпендикуляра и поверхности зеркала.

2) От точки О отложим расстояние ОА1, равное расстоянию ОА (исходя из свойства 1).

3) Аналогично построим изображение точки В1.

        А                        О                          А1

                    В            О1      В1

Способ 2

Построим изображение предмета в плоском зеркале, используя закон отражения света. Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет.

Как это получается? (Учитель излагает теорию, учащиеся принимают активное участие, один работает у доски)

S – точечного источника света
MN – зеркальную поверхность 
На нее падают расходящиеся лучи SO, SO1, SO2
По закону отражения эти лучи отражаются под таким же углом: 
SO под углом 00, 
SO1 под углом β1 = α1, 
SO2 под углом β2 = α2
В глаз попадает расходящийся пучок света.
Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S1.
В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1.
Эта точка называется мнимым изображением точки S.


  1. Сколько изображений можно получить в двух плоских зеркалах, находящихся под углом друг к другу.

Существует формула, по которой можно вычислить количество изображений, полученных от двух зеркал, расположенных под различными углами друг к другу:

n- число изображений,  - угол между зеркалами.

Пользуясь данной формулой, определяем:

при =900 n=3

при =450 n=7

при =300 n=11

Проверим это на опыте.

Практическое применение: для торговой рекламы в витрине между зеркалами, расположенных под углом друг к другу, помещают, например, один флакон духов, а создаётся впечатление множества таких флаконов. Один букет цветов, поставленный в вазе среди этих зеркал, создаёт иллюзию целого цветочного поля.

Если зеркала поставить параллельно друг к другу и между ними поместить зажженную свечку, то через отверстие в амальгаме можно наблюдать целый коридор со свечами.

Многократное отражение от зеркал используется в калейдоскопе, который был изобретён в Англии в 1816 году. Три зеркала образуют поверхность призмы. Между ними помещают цветные стёклышки. Поворачивая калейдоскоп, можно наблюдать тысячи прекрасных картин.

Фокус «Отрубленная голова». Между ножками стола ставится зеркало таким образом, чтобы в нём не отражалась публика, а стены и пол были одинакового цвета во всём помещении.

«Применение зеркал»

  1. 1. В быту.

Первые зеркала были созданы, чтобы следить за собственной внешностью.

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьера, чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Такая идея возникла во Франции в 17 веке в эпоху правления Людовика ХIV, «короля-солнца».

2. В качестве рефлекторов используются параболические зеркала, позволяющие создать пучок параллельных лучей (фары, прожекторы).

3. Научные приборы: телескопы, лазеры, зеркальные фотоаппараты

4. Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала

  • зеркало на дороге у крутого поворота
  • в тех случаях, когда обзор ограничен, используются слегка выпуклые зеркала для расширения поля зрения (в каждом автомобиле, автобусе).
  • на дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.
  • в системах видеонаблюдения зеркала обеспечивают обзор  в большем числе направлений с одной видеокамеры.

5. В медицине:

-гастроскоп (медицинский перископ) позволяет исследовать желудок: выявлять язву, опухоль и т.д.

-зеркальца у стоматолога

6. Военное дело:

-военный перископ;

- перископ на подводной лодке

- в термоядерном оружии для фокусировки излучения от запала и создания условий для начала термоядерного процесса синтеза.

Закрепление.

1. Ответьте на вопросы:

-Три точки, расположенные на одной прямой, отражаются в плоском зеркале. Будут ли изображения этих точек расположены на одной прямой и почему Симметрия относительно пря мой сохраняет параллельность прямых).

-Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите себя в зеркале? Если да, то как в этом можно убедиться. (другой человек может увидеть ваше изображение)

-Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м /с.

а) С какой скоростью он приближается к своему изображению?

б) С какой скоростью изображение приближается к зеркалу?

2. Работа по тесту ( распечатка на парту)

Тема:   Плоское зеркало

№1

Плоское зеркало - это

a

  1. Гладкая поверхность, хорошо отражающая свет
  2. Плоская поверхность, не имеющая шероховатостей (зеркальная)
  3. Любая поверхность, зеркально отражающая свет
  4. Среди ответов нет верного

b

c

d

№2

Каково изображение светящейся точки  и где оно образуется в плоском зеркале?

a

  1. Мнимое, за зеркалом
  2. Действительное, перед зеркалом
  3. Действительное, за зеркалом
  4. Мнимое, перед зеркалом

b

c

d

№3

На рисунке показаны изображения S’ точки S в плоском зеркале. На каком из них допущена ошибка?

a

  1. №1
  2. №2
  3. №3
  4. Все рисунки верные

b

c

d

№4

На рисунке представлены изображения предметов (стрелок) в плоском зеркале. На каком из них изображение показано правильно?

a

  1. №1
  2. №2
  3. №3
  4. Среди изображений нет верных

b

c

d

№5

Характеристика изображения предмета в плоском зеркале такова: оно …

a

  1. Мнимое, большего размера, чем предмет, и находится за зеркалом на большом расстоянии от него
  2. Действительное, меньшего размера, чем предмет, и находится перед зеркалом на том же расстоянии, что и предмет
  3. Мнимое, равного с предметом размера и находится за зеркалом
  4. Среди ответов нет верного

b

c

d

№6

Какие свойства изображения в плоском зеркале отличают его от самого предмета?

a

  1. Другой размер и другая удаленность от зеркала
  2. Его мнимость и симметричность, а не тождественность предмету
  3. Его мнимость и другой размер
  4. Различий в них нет

b

c

d

№7

Еще в древней Греции в качестве зеркал использовали полированные металлические пластины, но качество изображения в них было неважным. Почему?

a

  1. Неудовлетворительное качество полировки
  2. Зеркало должно быть стеклянным, а не металлическим
  3. Неудачный выбор металла
  4. Среди ответов нет верного

b

c

d


№8

От какой поверхности происходит отражение в обычном стеклянном зеркале?

a

  1. От внешней поверхности стекла
  2. От внутренней поверхности стекла
  3. От металлической фольги за стеклом
  4. Среди ответов нет верного

b

c

d

№9

Сколько зеркал используется в перископе?

a

  1. Одно
  2. Два
  3. Три
  4. Четыре

b

c

d

№10

И от зеркала и от свежевыпавшего снега хорошо отражается свет. В чём разница?

a

  1. Разницы нет
  2. От снега свет не отражается вовсе
  3. В случае с зеркалом – зеркальное отражение, со снегом – диффузное
  4. Среди ответов нет верного

b

c

d


Проверим выполнение работы и подведем итоги.

Домашнее задание.

1.  параграф 38 – изучить;

2.   упр. 25(2,3) – письменно;

3.  найти примеры использования зеркал в технике, науке, в жизни;

4.  творческое – придумать рекламу калейдоскопа.

Рефлексия.

Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи Вышивка крестом персонажи

Тоже читают:



Как сделать куклу желания

Поделки для сада пальмы фото

Исполнительные схемы траншей

Как сделать змею с детьми

Как сделать снижинки для